среда, 28 октября 2015 г.

Шведский артхаус: взгляд на человечество от Роя Андерсена

«Песни со второго этажа» (2000)

Хозяин небольшой фирмы сжигает свой бизнес, по городу бродит призрак повешенного во вторую мировую юноши и всем докучает жалобами и нытьем, цирковой фокусник убивает добровольца из зала, толпа суровых стариков под церковные песнопения приносит в жертву невинное дитя...
Таков он, конец света по шведски: не свист пуль , не повторение Хиросимы, а треш и абсурд, одновременный и повсеместный. Человечество, у которого разом снесло крышу.

«Ты, живущий» (2007)

Фильм состоит из набора микроэпизодов, сюжетно не связанных историй из жизни самых разных людей.
То, что с ними случается, как правило, вызывает улыбку.
Но любой из героев, что называется, маленький человек, существо, живущее без цели и смысла, неудачник. Они просто есть. Они здесь только потому, что им не повезло родиться.
Мечтают ли они о чем-то? Наверное да. Но их мечты сбываются лишь во снах...

«Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» (2014)

Два старика-коммивояжера, два друга бродят  по городу пытаясь продать людям то резиновые вампирские клыки, то хэллоуиновскую маску «однозубого дядюшки», то «мешочек со смехом» Они хотят, чтобы людям было весело. Но клиентам не до веселья, они погрязли в проблемах и заботах, справится с которыми едва ли помогут бесполезные ерундовины...

Эти фильмы, снятые в единой манере составляют своего рода трилогию. На первом плане тут не сюжет, который если и получится отыскать, то с большим трудом, а образы, символы.
Гора отправленных на свалку католических распятий в финале первого фильма расскажет о мире и людях его населяющих больше, чем километры диалогов.

Старики, принесшие в жертву девочку. По их собственным словам, они принесли в жертву «цветущую юность»
Свою? Но во имя чего? Ради успеха, карьеры, бизнеса?
Толпа деловых людей, гадающих на хрустальном шаре, в попытке понять, что же принесет им максимальную прибыль.
По моему, прекрасный образ капитализма.

«Люди хотят быть счастливы, - говорит один из героев, психиатр,
 - Они хотят быть счастливы, но они скупы, эгоцентрицны, как правило злы. Я помогал им, но потом понял, что не хочу делать злых людей счастливыми. Теперь я только выписываю таблетки и чем сильнее таблетки, тем лучше»

Когда-то Европа считала, что должна вести за собой, быть локомотивом прогресса. Придумала «бремя белого человека»
У Андерсона белые люди в военной форме загоняют папуасов в некий аналог вавилонского «медного быка», безумный оргАн. Крики заживо поджариваемых превращаются с его помощью в странную, но красивую мелодию...

Намек на Гитлера? Безусловно.
А так же на то, что ветер переменился, провозглашаемые ценности утратили цену. Европейская цивилизация одряхлела и движется к закату. Тема одинокой несчастной старости проходит через весь фильм. На смену должны бы прийти молодые, да только кто? Не мы же, с «духовными скрепами». Ислам? Каким может быть ислам видно по Сирии, там родоплеменные отношения не отмерли до сей поры...
А, значит, вердикт по-шведски, по Андерсену таков: «закат Европы» приведет к закату цивилизации.
Духовный регресс неостановим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий