суббота, 19 сентября 2015 г.

«The Annunciation» (Благовещение, 1984, Венгрия)

Еще один необычный фильм. В самый раз для блога Странного :)

Начинается все в точности по библейскому канону: Адама и Еву, вкусивших запретный плод изгоняют из рая. Люди не особенно-то и унывают, Адам понимает, что тут теперь его дом, и что дом этот как-то надо обустраивать. На огонек заглядывает Люцифер. Претензий к духу у людей нет, Адам лишь просит объяснить, чем же проклял их бог, какое «напутствие» дал. Демон погружает их в сон и показывает будущее.

Люцифер - падший ангел. И то, что он являет во сне отнюдь не молочные реки с кисельными берегами. Древняя Греция, крестовые походы, французская революция... Везде люди воюют, везде убивают друг друга. Смерть побеждает, смерть царствует. Обычная жизнь лондонского работяги, войны там нет. Зато есть грязь, нищета, Джек Потрошитель. И здесь никто не уйдет от смерти...

Пробудившись, Адам решает покончить с собой, оборвать череду бедствий, одним махом закончить то, что и не начиналось. Но, как и в истории с яблоком, вмешивается Ева. Она чувствует, что вот вот должен родиться ребенок. Сын. Ей нет дела до будущего, до грядущих бедствий, которые может быть и не случаться: ведь все, что они видели - только сон.
А сын уже скоро, он не мираж, он важнее всего что было и что будет. Нужна опора, нужна защита. Наконец, Ева просто любит Адама. И спасает его. Ради любви, ради себя, ради будущего.

Снова спорят здесь предопределение и свобода воли. Для первых людей все - сон, но мы то, находясь на другом конце истории знаем, что Люцифер не врет, что все уже случилось, сбылось до последней запятой. Так права ли Ева?

Теперь про необычность. Дело в том, что все роли - Адам, Ева, Люцифер, Коперник, Дантон - играют дети. Взрослые тексты с философским содержанием из уст ребенка 10-11 лет звучат крайне оригинально. Образы, символы. Как юные актеры смогли воплотить, то, что не имеет никакого отношения к их реальной жизни? Они едва ли понимали, кого играют и о чем идет речь. Но вот смогли...
От души благодарю за новые ощущения, за тягу к экспериментам.

Критикам скажу, что участие детей - не от балды. Изгнание из рая, уход от беззаботности... На мой взгляд это отличный образ взросления.
Война, революция, смерть. Воюют не дети, воюют взрослые. Но в каждом взрослом есть частица ребенка. Убивая взрослого одновременно умерщвляют и дитя.

Один из героев фильма утверждает, что миром правит король-ребенок и именно потому реальность столь безумна.
Люцифер утверждает, что в каждом ребенке спрятан потенциальный мессия, но как правило вырастает из детишек совсем другое...
Обо всем этом есть в фильме, обо всем можно бы поговорить, но тогда пост превратится в нечто безразмерное, вызывающее зевоту. Чур меня, чур...

Последнее, что хочу отметить - время и страна производства. Социалистическая Венгрия, 1984 год. Не понимаю, как разрешили такое снять? «Благовещение» не дышит коммунистическим оптимизмом, напротив, видно, что прогресс - штука кровавая. Наверняка помогло, что проект делали по поэме местного классика, и все же, все же, все же...

Наконец, о названии. На мой взгляд, здесь прямая отсылка к истории другой матери и другого сына, чье рождение коренным образом изменило мир.

Любой автор, тем более поэт в какой-то мере бог.
Его Адам и его Ева в конце-концов получили заповедь от сжалившегося Господа заповедь «Иди и верь».
Очень хочется верить, что дойдут. Что у них будет совсем другая жизнь, иная история.

Комментариев нет:

Отправить комментарий