суббота, 26 сентября 2015 г.

Чего не может кино или пара слов о мультфильмах.

Друзья, не знаю как у вас, а у меня в связке с понятием «мультфильм» идет «сказка» и «ребенок». Такая вот мгновенная ассоциация.
Сие не случайно. На западе этот жанр называют анимацией - одушевлением, оживлением - что на мой взгляд более точно. В талантливых руках мультипликатора ожить способно что угодно, от Снегурочки из русских сказок до оловянного солдатика Андерсена,и от коллекции игрушек до звездолетов...

Имхо, анимация создана для того, чтобы приносить в мир чудеса. Воплощать, пусть в виде картинки, фантазии и мечты. А кто у нас главные потребители чудес? Кому важно, чтобы сказка ожила?
Конечно, это дети. Мультипликаторы это знают и с удовольствием вкладывают в работу душу, стараются, чтобы чудо получилось совсем-совсем настоящим.

Проходит время, дети вырастают, «обязанность» развлекать, попутно давая пишу для раздумий, переходит к кино. А что же мультики? Могут ли они что либо дать взрослому, способны ли говорить на его языке о вещах серьезных? Или это вовсе не пересекающиеся вселенные?
Кино с оживлением терминаторов, суперменов, пришельцев из космоса справляется не хуже. Кино готово показать сегодня что угодно: ад и рай, бога и дьявола. Кино готово говорить на любые темы, о любых проблемах, встречающихся на нашем жизненном пути. Так найдется ли уголок для анимации и после детства, умеет ли мультипликация что-то такое, что не по силам кино? И здесь я хочу поговорить о творчестве А. Петрова, по моему, единственного режиссера и аниматора в России, получившего Оскар.

С фильма «Старик и море» я и начну. С одной стороны, мультфильм не совсем взрослый. Историю про поединок Человека и Рыбы, ребенок поймет, оценит, может быть восхитится. С другой - Хемингуэя никак нельзя назвать детским писателем...
Благодаря особой технике живописи по стеклу удалось создать потрясающие пейзажи, мир, будто нарисованный акварелью.
Здесь очень хорошо видно, чего же не умеет кино.
Не знаю, хотел бы этого Хемингуэй, но Петрову удалось нарисовать мультфильм-релакс, мультфильм-медитацию. С экрана веет покоем.
Душа раскрывается и великий океан промывает авгиевы конюшни, унося накопившийся мусор.

«Русалка». Десятиминутная «сказка» проста, как жизнь. И, одновременно, так же сложна.
Старик-монах и молодой послушник живут в отдалении от людей, в маленькой избушке возле речки. Во время ледохода юноша спасает девушку. Русалку. Конечно, влюбляется со всем пылом молодости.
Но у речной девы на уме не любовь.
В далеком прошлом, совсем еще не старик и вовсе не монах обидел ее.
Разбил сердце. Ну, вы же знаете, откуда берутся русалки...теперь пришло время мести.

Идея о том, что за грехи одного может пострадать другой, может расплатиться невинный - мысль совсем не детская. И о том, что сколько ни пытайся залезть на небо лестница рано или поздно обломится, если руки в крови, дети тоже думать не станут. У них пока другие интересы. А взрослый поймет и может быть всмотрится пристально: я-то что? Я-то каков?
Кино? Наверное, можно снять такое кино. Но я не зря упомянул про десять минут. Емкость видеоряда на порядок выше. Один кадр, лицо русалки крупным планом в тот момент, когда она увидела старика... Невероятная буря эмоций, втиснутая в долю секунды...

«Сон смешного человека» Наверно, чтобы браться за экранизацию Достоевского нужна некая творческая наглость. Нахальство со здоровенным знаком плюс.
Слишком сложен автор. Слишком велик. Но уж если работа удается...

Герой картины решает застрелиться. Жить - тоскливо. Жить - скучно. Приходит домой, но не успевает нажать на курок, засыпает. Во сне его переносят в рай, в место, где не ведают зла. И вновь Петрову в коротком формате удается показать многое. Всю историю, от древности до наших дней. Только дьявол выглядит иначе.

Классика, наверное потому классика, что не стареет. Совращение невинных началось с маски, с кокетства, со лжи.
Ничего из сегодня не напоминает? Вирт, например, где маска - непременный атрибут. Дети масок не носят.
 Личина необходима только взрослому.

Не знаю, как для вас, а  для меня работы Петрова - истинное искусство. А настоящему искусству все равно, к какому жанру принадлежать.Другое дело, что для того, чтобы наслаждаться искусством  нужно многое знать, понимать, чувствовать В наше время такие люди встречаются реже, чем хотелось бы , но, надеюсь, среди моих читателей они есть. Жду ваших комментов, друзья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий