Сейчас многие, если слышат о том, что Советский Союз был самой читающей страной в мире, иронично улыбаются. Но так и было на самом деле. Доказательством послужит ситуация с литературными журналами.
Читать я любил всегда. Научился в 4 года, к шести прочитывал толстенные книги сказок за два-три дня (особенно запомнился неповторимым колоритом сборник молдавских сказок, так потом нигде и не смог найти)
Но сказка хороша максимум в начальной школе, потом хочется чего-то поинтереснее, посложнее. Истории про советских школьников, вроде «Вот моя деревня», «Как я влиял на Севку», «Школьная Вселенная» неплохи, но мне хотелось иного: чтобы и похоже и не похоже на нашу жизнь, чтобы и не сказка и не совсем реальность. И тут мне попала в руки «Плутония» Обручева. Про путешествие внутрь полой Земли, где в центре раскаленное ядро работает местным солнцем, а по «поверхности» бродят динозавры.
И я понял: это-для меня. В местной библиотеке из фантастов были Биленкин, Бредбери, Булычев, Ефремов, Казанцев, некоторые другие авторы-предвидя возможные вопросы некоторых читателей скажу, что Крапивина в библиотеке не было точно, с его творчеством я познакомился не так уж и давно, будучи взрослым, и понял, что такие книги надо читать вовремя, в том возрасте, для которого предназначено.
Но в целом фантастики было мало. И дело не в том, что библиотека деревенская, фантастику тогда вообще мало издавали, она в Союзе была на положении литературной Золушки, которой никогда не стать королевой.
Итак, на мой аппетит фантастики было мало, я страдал от лютого, прям таки вампирского голода. И тут мне случайно попала в руки подшивка журнала «Вокруг света» за 1981, кажется, год. Сосед хотел сдать в макулатуру, но узнав, что мне нечего читать, принес.
8 страничек в каждом номере отводились либо приключениям, либо фантастике.
Журнал был интересным, неплохо иллюстрированным, но благодаря ему я стал люто
ненавидеть картинки в тексте. Когда под самое вкусное всего несколько страничек, и минимум на одной картинка крадет текст, крадет то время удовольствия, которое я мог бы потратить на чтение... Меня и сейчас картинки в тексте раздражают, воспринимаются как чужеродный элемент. А «Вокруг света стал первым журналом, на который мне оформили подписку.
Потом были другие-«Наука и жизнь», «Юность», «Новый Мир», «Роман-газета»...
Уже не ради фантастики, но чтобы следить за литературным процессом.
И тут я наконец подхожу к ответу на вопрос: был ли Союз читающей страной?
Был. Еще как был. Когда с началом перестройки отменили лимит на подписку...
Что это такое? Допустим, приходил человек на почту, чтобы выписать «Подвиг» очень популярный журнал, где в основном печатались детективы. И у него ничего не получалось, потому что на район выделялось десять комплектов, скажем, и оставлялись они нужным людям.
Так вот, когда ограничения на подписку отменили тиражи литературных журналов достигли астрономических размеров. Тот же «Новый мир» я получал с трехмесячным опозданием, заводы физически не могли в срок отпечатать три миллиона штук.
И так почти по всем изданиям. В конце восьмидесятых по пять-шесть журналов приходило почти в каждый дом.
Потом союз развалился, народу стало не до чтения, надо было выживать.
Сейчас ситуация с доходами получше, но журналы-прежде всего литературные-не воскреснут. Они как бы и есть, но их в тоже время и нет. 2-3 тысячи-разве это тираж?
Журналы есть, но это в основном глянец.
Для гламурных дам, для домохозяек, для мужчин, для игроманов, для тех, кто смотрит кино. Двадцать процентов текста, остальное картинки.
Иные нынче времена, иные стандарты, иные развлечения.
Читать я любил всегда. Научился в 4 года, к шести прочитывал толстенные книги сказок за два-три дня (особенно запомнился неповторимым колоритом сборник молдавских сказок, так потом нигде и не смог найти)
Но сказка хороша максимум в начальной школе, потом хочется чего-то поинтереснее, посложнее. Истории про советских школьников, вроде «Вот моя деревня», «Как я влиял на Севку», «Школьная Вселенная» неплохи, но мне хотелось иного: чтобы и похоже и не похоже на нашу жизнь, чтобы и не сказка и не совсем реальность. И тут мне попала в руки «Плутония» Обручева. Про путешествие внутрь полой Земли, где в центре раскаленное ядро работает местным солнцем, а по «поверхности» бродят динозавры.
И я понял: это-для меня. В местной библиотеке из фантастов были Биленкин, Бредбери, Булычев, Ефремов, Казанцев, некоторые другие авторы-предвидя возможные вопросы некоторых читателей скажу, что Крапивина в библиотеке не было точно, с его творчеством я познакомился не так уж и давно, будучи взрослым, и понял, что такие книги надо читать вовремя, в том возрасте, для которого предназначено.
Но в целом фантастики было мало. И дело не в том, что библиотека деревенская, фантастику тогда вообще мало издавали, она в Союзе была на положении литературной Золушки, которой никогда не стать королевой.
Итак, на мой аппетит фантастики было мало, я страдал от лютого, прям таки вампирского голода. И тут мне случайно попала в руки подшивка журнала «Вокруг света» за 1981, кажется, год. Сосед хотел сдать в макулатуру, но узнав, что мне нечего читать, принес.
8 страничек в каждом номере отводились либо приключениям, либо фантастике.
Журнал был интересным, неплохо иллюстрированным, но благодаря ему я стал люто
ненавидеть картинки в тексте. Когда под самое вкусное всего несколько страничек, и минимум на одной картинка крадет текст, крадет то время удовольствия, которое я мог бы потратить на чтение... Меня и сейчас картинки в тексте раздражают, воспринимаются как чужеродный элемент. А «Вокруг света стал первым журналом, на который мне оформили подписку.
Потом были другие-«Наука и жизнь», «Юность», «Новый Мир», «Роман-газета»...
Уже не ради фантастики, но чтобы следить за литературным процессом.
И тут я наконец подхожу к ответу на вопрос: был ли Союз читающей страной?
Был. Еще как был. Когда с началом перестройки отменили лимит на подписку...
Что это такое? Допустим, приходил человек на почту, чтобы выписать «Подвиг» очень популярный журнал, где в основном печатались детективы. И у него ничего не получалось, потому что на район выделялось десять комплектов, скажем, и оставлялись они нужным людям.
Так вот, когда ограничения на подписку отменили тиражи литературных журналов достигли астрономических размеров. Тот же «Новый мир» я получал с трехмесячным опозданием, заводы физически не могли в срок отпечатать три миллиона штук.
И так почти по всем изданиям. В конце восьмидесятых по пять-шесть журналов приходило почти в каждый дом.
Потом союз развалился, народу стало не до чтения, надо было выживать.
Сейчас ситуация с доходами получше, но журналы-прежде всего литературные-не воскреснут. Они как бы и есть, но их в тоже время и нет. 2-3 тысячи-разве это тираж?
Журналы есть, но это в основном глянец.
Для гламурных дам, для домохозяек, для мужчин, для игроманов, для тех, кто смотрит кино. Двадцать процентов текста, остальное картинки.
Иные нынче времена, иные стандарты, иные развлечения.
например зачем мне журналы (кроме глянцевых - у нас кошки только на глянец сцут), если вся информация из них юолее оперативно появляется в тырнетах?
ОтветитьУдалитьБумага вообще потихоньку умирает как носитель информации, согласен.
ОтветитьУдалитьИ все же толстые литературные журналы были чисто национальным явлением. Начиная где-то с 19 века.
Теперь это ушло в прошлое.
Playboy и MAXIM обязательно бумажный и чтоб краской вонял и с рекламными толстыми вкладками и тёлкой на трёхстраничном развороте
ОтветитьУдалитьНаука и жизнь, Химия и жизнь, Уральский следопыт, Техника молодёжи, Моделист конструктор, За рулём, ЮТ, Юный натуралист, Пионер, Приусадебное хозяйство, Советское фото, Чешское фото (и ещё 4 журнала по фотографии) Десяток научных журналов. Полугазетного формата: Крокодил, Рогач, приложения ЮТ. Почтальоны тихо ненавидели мой адрес.
ОтветитьУдалитьСейчас всё сменил интернет.
Для меня этот блог, за редким исключением, "проGOOGLки с Динозаврами".
ОтветитьУдалитьДинозаврики без обид. )))
Пионер, Костер, Техника-молодежи тоже были. Потом пара журналов фантастики. Уральский следопыт выписать не смог. Сначала лимит, а потом журнал стал уже не тот...
ОтветитьУдалитьА без запаха краски уже не то? :)
ОтветитьУдалитьНе то. Краской вонять должно обязательно. А если ещё и пробник в журнале,то вообще шикардяо)))
ОтветитьУдалитьПоддерживаю. Именно поэтому у нас все журналы продаются в герметичной полиэтиленовой упаковке.
ОтветитьУдалитьЗапах очень важен!
Журналы фантастики, эт уже Перестроечное ... отдельные экз. попавшие в руки вызвали ток острый приступ брезгливости. Отечественная фантастика скатилась на уровень Петуховолукьянеко, убогие переводы коммерческой попсы классиков ниасилил дальше 10 строк.
ОтветитьУдалитьБыло всякое, ага. Из профильных только «Если» держал марку. И произведения отбирали качественные, и переводы на уровне. Там я впервые познакомился с Винджем, Пратчеттом, Симмонсом и десятками других хороших авторов.
ОтветитьУдалитьПотому и стоят на полке все номера с 1994 года и до закрытия. Почти за двадцать лет.
Знаешь, не разглядел, чем этот "Если" от остального отличается. Есть его сколько то в файлах. После чтения ощущение убитого времени и гаденького отношения к жизни. Мировозрение издателя прёт из всех щелей.
ОтветитьУдалитьСовременный журнал вот - http://shkolazhizni.ru/
ОтветитьУдалить«ШколаЖизни.ру» — это ежедневный познавательный онлайн-журнал. Формат издания — ответы на вопросы, советы из разных областей жизни, поданные в популярной, легкочитаемой форме. Задача проекта — заинтересовать читателя, кредо редакции — нет вопросов без ответов.
На каждый день, включая выходные, редакция формирует свежий выпуск журнала, в который входит аудиоподкаст и 10 новых статей. Таким образом, ежемесячно в свет выходит около 300 оригинальных статей и 30 аудиоподкастов.
По объему создаваемого профессионального оригинального контента «ШколаЖизни.ру» является одним из ведущих изданий в русскоязычном Интернете. Материалы журнала также публикуются многими печатными СМИ — нашими партнерами.
Уникальной особенностью проекта является многотысячный коллектив авторов, находящихся в разных частях света, который работает под руководством штатной редакции. Ежедневно из нескольких десятков статей, размещенных авторами, редакция отбирает лучшие для основного выпуска. Подобный принцип работы обеспечивает высокую объективность и качество материалов, а также широкий диапазон затрагиваемых тем.
Основные рубрики журнала: «Авто-мото», «Биографии», «Деньги», «Дом и семья», «Еда и кулинария», «Животные», «Законы и безопасность», «Красота и здоровье», «Культура, искусство, история», «Мир вокруг нас», «Мужчина и женщина», «Обучение», «Психология», «Проза жизни», «Работа, карьера, бизнес», «Растения», «Спорт и активный отдых», «Техника и Интернет».
* Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей.
Краткая справка: История проекта началась в 2000 году. Но первые шесть лет он существовал только в виде электронной рассылки. В январе 2006 года у проекта появился сайт, а в мае «ШколаЖизни.ру» привлекла значительное число новых авторов и вышла на качественно новый уровень. Осенью 2006 журнал был официально зарегистрирован как электронное периодическое издание (Эл № ФС77-56860 от 29.01.2014).Новейшую историю «ШколаЖизни.ру» можно отслеживать по новостям сайта и блогам , и в ее формировании можно принять участие сегодня.
Ответы на частые вопросы о проекте и принципах его работы смотрите в разделе «FAQ» .
Основатель проекта — Максим Спиридонов
Менеджер проекта — Владимир Кезлинг
Редакция
Главный редактор компании МЕДИО — Татьяна Прокофьева
Главный редактор — Олеся Тимофеева
Редактор спецпроектов — Татьяна Дмитриева
Модератор конкурсов — Диана Каракулова
Редакторы — Ирина Лукьянчик, Мария Комарова
Модераторы — Артур Батыгян
Техническая служба
Программист — Алина Соболева
----------------------------------------------------
Впрочем, это скорее переходная форма, менталитет остался бумажным.
Возможности мультимедиа много выше, но тут уже надо договориться о терминах.
Журнал, это периодический медиапродукт с цельной концепцией отбора материалов и контроля их качества и преобладанием уникального контента (копипасты = дайджест). Наполнение журнала составляют материалы МНОГИХ авторов.
Под это определение подпадают и корпоративные (коллективные) блоги, но они чаще всего хромают на периодичность.
Нормальное там мироощущение.
ОтветитьУдалитьДа и издатели разные были.
Это скорее ты ждешь чего-то, что если и было, то давным давно ушло и уже не вернется.
Я тебе уже писал, что ничего не жду. От ошибки "зала ожидания" вылечен ещё в детстве. Ожидание парализует и искажает восприятие (очень сильно искажает) и то и другое - опасно для жизни.
ОтветитьУдалитьЯ не берусь судить о том ушло ли качество из зарубежной фантастики, но перечисленные тобой авторы технически на 1-2 уровня ниже Бредбери, Азимова, Кларка ... Бредбери всеми корнями в мировой и отнюдь не фантастической литературе, эти же словно до того как сели писать, читать не умели и потому вместо отработанных поколениями отточенных методов изобретают деревянные лисапеды, тяжёлые как мастодонт.
Если ты имеешь в виду легкость восприятия идеи как одну из граней качества, то с НФ нынче все не так просто. Наука усложнилась. И чтобы понять, о чем пишет, допустим, Иган, предварительно стоит прочесть пару брошюр по квантовой механике.
ОтветитьУдалитьНет, такую глупость я ни как не имею в виду. Первое: НФ не пишет о науке, о науке пишет научно-популярная литература. А если научно-популярную литературу без ВУЗа не понять, аффтора надо выбросить в придорожную канаву из которой он вылез.
ОтветитьУдалитьВторое; я писал о литературном умении упомянутых тобой авторов. ЛИТЕРАТУРНОМ. Книгу надо научиться писать, точно так же, как учатся водить трактор, пломбировать зубы, настраивать синхрофазотрон. Знание букавок для писательства более чем недостаточно.